У ЖИЛЬЦОВ ПОЯВИЛСЯ «КНУТ»
Прислано crash 05 June 2008 15:25
Некачественное или несвоевременное оказание услуг дорого обойдется структурам жилищно-коммунального хозяйства. Недовольные потребители смогут сами диктовать условия плохо справляющимся со своей работой ЖЭС. Такие возможности жильцам откроет законопроект о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, уже принятый депутатами Палаты представителей в первом чтении.
Расширенные новости
Некачественное или несвоевременное оказание услуг дорого обойдется структурам жилищно-коммунального хозяйства. Недовольные потребители смогут сами диктовать условия плохо справляющимся со своей работой ЖЭС. Такие возможности жильцам откроет законопроект о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, уже принятый депутатами Палаты представителей в первом чтении.
ДОБРОВОЛЬНЫЙ ОТКАЗ
– Вопросы оказания услуг в сфере ЖКХ для большинства наиболее острые, – пояснила актуальность законопроекта его инициатор депутат Ольга АБРАМОВА. – И часто бывает, что люди тычутся во все инстанции и не могут отстоять свои права, не могут получить возмещение ущерба за поврежденное имущество в силу разных причин. Например, в домах на протяжении рабочего дня часто отключают горячую воду без объяснения причин, предварительных предупреждений. После вступления законопроекта в силу вы спокойно сможете самостоятельно подсчитать, сколько часов в неделю отсутствовала горячая вода, указать это в своем заявлении на обслуживающую организацию и отказаться оплачивать услугу.
Многие сталкиваются с ситуацией, когда подъезды не убираются в соответствии с графиком, хотя эту услугу вы исправно оплачиваете. Один из вариантов – полный или частичный отказ от услуги.
ЧУТЬ ЧТО – В СУД
Другой способ воздействовать в данной ситуации на сознательность ЖЭС – не только обратиться с претензией на обслуживающую организацию, но и поставить ее в известность о том, что по общему решению жильцов такого-то числа нанимается новая уборщица. И указать стоимость ее услуги. И ЖЭС должен будет возместить жильцам эти затраты. Законопроект также позволяет требовать понижения стоимости плохо оказываемой услуги. По мнению разработчиков законопроекта, такие меры со стороны жильцов обязательно скажутся в лучшую сторону на качестве услуг. «Бить рублем – самый лучший способ воспитания», – убеждена Ольга Абрамова.
«До сих пор деньги только требовали от потребителей. Вовремя не заплатили – платите пеню. Теперь пришло время сделать ответный ход, – считает депутат Анна БУРОВА. – Что-то не сделали вовремя или некачественно, платите сами либо уменьшите нам стоимость услуги».
В соответствующие структуры ЖКХ для исправления каких-то недостатков обращаться с претензиями можно будет не только в письменной, но и устной форме. К тому же исполнителя будут поджимать сроки, установленные для реагирования. Если стороны не найдут общий язык при решении какой-то проблемы, окончательное решение примет суд. Как заметила Ольга Абрамова, «исполнитель обязан будет доказывать свою невиновность. Единственное, что его спасет от ответственности, – это действительное отсутствие вины в ущербе, который нанесен потребителю».
ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ
Законопроектом, кстати, предусмотрена и ответственность чиновников за непредоставление потребителю информации. Вообще, как показывает практика, доступ потребителя к информации, связанной с оказанием услуг в сфере ЖКХ, ограничен. На это не раз обращали внимание представители товариществ собственников. «Техобслуживание – это вообще черный ящик. Население сегодня платит 240 рублей из расчета за 1 кв. метр. Но за что конкретно? И куда уходят эти деньги? Никто, даже агент 007, не скажет. Да они и сами (ЖЭС) этого не знают. И при этом никакого отчета жильцам по расходам их денежных средств не предоставляют», – возмущался в интервью «ЭН» председатель ТС «По проезду Слободскому №6» Георгий СОЧИВКО.
Много вопросов у жильцов к расходованию их средств на капитальный ремонт, на формирование тарифов. Депутаты с помощью законопроекта максимально минимизировали возникающий информационный голод. Так что потребители смогут требовать нужную информацию и проверять, как и куда расходуются их деньги.
Информация к тому же станет, как обещают депутаты, более доступной. По словам Ольги Абрамовой, «в сфере ЖКХ – невероятное количество нормативных актов. Целые сотни документов. Некоторые из них работают еще со времен существования БССР. В силу разрозненности и отсутствия систематизации многие документы недоступны большинству граждан. Разработанный законопроект предельно практичен. Он заполняет пробелы, многие вещи детализирует. Я бы назвала его путеводителем по сложным жизненным ситуациям, связанным с услугами в сфере ЖКХ. С этим законом потребитель сможет свободно предъявлять претензии».
МЕНЯЮ ЖЭС НА ЖЭС
Еще одно несомненное преимущество нового законопроекта – это наличие у потребителя права выбора. К примеру, дом захотел сменить обслуживающую организацию: вместо государственной структуры пригласить частную. Законопроектом прописан механизм, как это сделать. Правда, частных обслуживающих организаций пока не так много, чтобы можно было в один момент уйти от опеки государственных ЖЭС. Да и сами ЖЭС без боя не отдадут дома своим конкурентам. Случаев, когда жильцов силой либо информационной пропагандой вынуждают забыть о попытках уйти к частникам, немного, но они есть. Бывают и забавные истории. Например, в одном из областных городов сотрудники ЖЭС после заселения в новые квартиры написали заявление с просьбой пригласить для обслуживания их дома более профессиональных конкурентов-частников.
Кстати, Министерство ЖКХ поддержало законопроект. Как раз по причине заинтересованности в появлении конкуренции в сфере оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства. Это, во-первых, положительно скажется на качестве услуг, во-вторых, на их стоимости.
Новый законопроект в случае удачного прохождения по всем инстанциям и вступления в силу, по прогнозам депутатов, будет реформироваться. Кстати, парламентариям не удалось на 100% решить все основные, на их взгляд, запланированные задачи. К примеру, вопрос с контролем естественных монополистов решен лишь частично. На протяжении полугода шли длительные дебаты по поводу того, на кого возложить данную ответственность. Первоначальная идея разработчиков состояла в том, чтобы создать на государственном уровне самостоятельный орган, который не подчиняется министерствам и ведомствам.
– Но для того чтобы купить что-то нужное, необходимо продать что-то нужное, – заявила Ольга Абрамова. – Создание новой структуры потребует и нахождения источников ее финансирования без перекраивания госбюджета. Пока такой возможности нет. В результате длительной консультации пришли к мнению, что роль требуемой контролирующей структуры стоит возложить на Минторг. Поскольку именно Министерство торговли обеспечивает защиту прав потребителей от имени государства. Мы предложили такой механизм работы. Организовать при Минторге постоянно действующий круглый стол с участием не только представителей Минторга, но также заинтересованных министерств и ведомств и общественных организаций, которые занимаются проблемами в сфере ЖКХ.
http://www.expressnews.by/