Закурить не найдется?
Прислано crash 22 October 2006 15:20
Импортные дорогие сигареты рискуют оказаться в дефиците. Правительство Беларуси утвердило квоту на импорт табачных изделий на 2007 год. Объем импорта остался на уровне текущего года – 1,5 млрд сигарет.
Расширенные новости
Импортные дорогие сигареты рискуют оказаться в дефиците. Правительство Беларуси утвердило квоту на импорт табачных изделий на 2007 год. Объем импорта остался на уровне текущего года – 1,5 млрд сигарет.

И это странно. Все помнят, что случилось в прошлом году. Тогда, напомним, квота также была 1,5 млрд сигарет. В июле-августе и октябре-ноябре страну поразил дефицит иностранных табачных изделий. В связи с этим срочно пришлось повышать изначальный размер квоты. Опять на те же грабли? Или правительство рассчитывает на глобальные изменения потребительских вкусов с резким поворотом в сторону отечественного табака? А может, пропаганда здорового образа жизни способна вызвать серьезные потери в отрядах курильщиков? Вопросов больше, чем ответов. Даже главу государства не устраивает состояние табачного рынка. На совещании по развитию рынка табачных изделий страны он подверг серьезной критике работу соответствующих структур в этой сфере. При этом потребовал к 1 января 2007 года навести на табачном рынке идеальный порядок и пригрозил ответственностью за невыполнение данных ранее поручений.

Между тем уже в этом году любители иностранных марок сигарет рискуют остаться на голодном пайке. Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к менеджеру по корпоративным отношениям ИП «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани» Ольге КЛИМАНОВИЧ.

– Действительно ли существуют предпосылки для очередного кризиса на рынке табачных изделий уже в этом году?
– ИП «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани» неоднократно высказывало свое мнение о том, что выделенной в 2006 году квоты на импорт табачных изделий не хватит для того, чтобы полностью удовлетворить запросы потребителей. В конце сентября 2006 года мы открыто заявили о том, что после распределения резервной квоты компания сможет бесперебойно удовлетворять спрос потребителей своих марок в дорогом сегменте только до конца октября – середины ноября. Складские запасы начинают подходить к концу. Мы искусственно начинаем ограничивать отгрузку нашей продукции верхнего ценового сегмента. К концу ноября мы планируем поставлять наши дорогие марки только в супермаркеты и крупные торговые предприятия.

– Некоторые специалисты убеждены, что дефицита удастся избежать за счет белорусских производителей, которые увеличили объемы производств…
– К сожалению, очень часто происходит подмена понятий, когда речь идет о возможном дефиците. Мы говорим о дефиците в сегменте дорогих сигарет (с розничной ценой выше 1.700 бел. руб.). Местные производители пока освоили выпуск международных марок в ценовом диапазоне ниже 1.700 бел. руб.

– В таком случае вопрос по Чернышевскому: «Что делать?»
– Избежать серьезных потрясений на сегодня будет очень трудно. Дело в том, что от момента получения разрешения на импорт сигарет до непосредственного ввоза сигарет в страну может пройти около двух месяцев. Это время уйдет на: заказ акцизных марок, размещение заказа на фабрике-производителе (а так как наши партии довольно малы в масштабах производства, то они не имеют приоритетности), доставку груза в Республику Беларусь, таможенное оформление, получение гигиенических и прочих сертификатов, оформ-ление заказа и доставку сигарет в розницу. Путь к потребителю ментоловых и ароматических сигарет займет на три недели дольше из-за так называемого срока вызревания продукта, который они должны провести на складе предприятия. Так что, даже если на этой неделе будет принято решение о выделении дополнительно квоты (а такого сценария не предусматривается), то сигареты смогут поступить в продажу только к новому году.

– Размер квоты на импорт в 2007 году остался прежним. Ситуация повторится?

– Одной из тенденций развития белорусского табачного рынка является рост сегмента дорогих сигарет. Если в 2006-м этот сегмент оценивался приблизительно в 2 млрд шт., то в 2007 году прогнозируется его увеличение до 2,2-2,5 млрд. Уже сейчас очевидно, что выделенной квоты в 1,5 млрд не хватит, чтобы покрыть потребность рынка в дорогих сигаретах, даже принимая во внимание планируемые запуски местного производства сигарет международных марок в более высокой ценовой категории. Недостаточные квоты способствуют развитию «серого» импорта. Это не контрафактная продукция. Она может быть вполне легально произведена в Российской Федерации, иметь российскую акцизную марку, но быть ввезенной на территорию нашей страны стихийно, т.е. небольшими партиями. По нашим прогнозам, объем стихийного импорта в 2006 году может составить от 0,5 до 0,7 млрд штук, что соответствует розничному обороту в 23-27 млн долларов.

– Каков объем импортных сигарет способен полностью удовлетворить потребность белорусов в зарубежных табачных изделиях?
– Рынок табачных изделий оценивается в 17-18 млрд штук. Размер сегмента дорогих сигарет, т.е. тех сигарет, которые по-прежнему необходимо импортировать в Республику Беларусь, оценивается в объеме 2 млрд штук.

– Из каких стран импортируется товар?
– ИП «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани» импортирует свои марки из Российской Федерации (Dunhill, Kent, Vogue, Lucky Strike) и из Италии (Kim).

– Правительство планирует снижать квоту на импорт сигарет?
– На совещании у Президента Республики Беларусь по вопросам развития табачной отрасли 12 октября 2006 года было отмечено, что в 2008 году возможно сокращение размера импортной квоты до 0,5 млрд штук. Мы не уверены, что к этому времени международные компании сумеют наладить производство своих марок в дорогом ценовом сегменте в долж-ном объеме, чтобы почти отказаться от импорта.

По данным статистики, белорусские производители в январе-августе текущего года выпустили 9,792 млрд сигарет и папирос, что на 22,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На сегодняшний день на табачном рынке Республики Беларусь в дорогом сегменте по популярности лидируют торговые марки Kent и Lucky Strike, в сегменте супертонких сигарет, предназначенных, в первую очередь, для женщин, лидирует торговая марка Vogue.